Генеральный директор судоходной компании «Астра Марин» Андрей Кузнецов рассказал в интервью «Агентству Бизнес Новостей», как компания развивалась в период пандемии и с какими проектами выходит в новый сезон. Интервью организовано агентством FINEDAY в рамках PR-сопровождения ГК «Астра Марин».
АБН: В чем были отличия сезонов навигации 2020 и 2021 годов? Как вам удавалось преодолевать те ограничения, которые вводились из-за пандемии?
Андрей Кузнецов: 2020 год был довольно необычным. Когда в марте объявили о локдауне, мы приняли решение полностью сохранить персонал. Помогло то, что «Астра Марин» не только судоходная компания, эксплуатирующая свой флот, но и судоремонтное и судостроительное предприятие. При сезонном бизнесе у нас круглогодичная занятость. Большинство наших сотрудников в тот момент отправились на производственную базу, где мы занимаемся текущим ремонтом и модернизацией судов. Так нам получилось обеспечить их занятость — они работали над созданием задела на 2021 год, что позволило в будущем уменьшить затраты на межсезонье 20/21 и даже 21/22. Конструкторы со своей стороны отвечали за новые проекты, а офисный персонал удаленно готовился к сезону, который все-таки должен был в какой-то момент стартовать. Таким образом, мы использовали модель обычного для нас межсезонья, когда после окончания навигации отправляем персонал на производство. Помогла и господдержка, направленная на компенсацию заработной платы сотрудников. В дальнейшем эти средства мы вернули, когда стали показывать выручку.
Банально, но кризис оказался временем возможностей. Можно сказать, что так сложились звезды, но я их 30 лет складывал. Когда только создавалось судоремонтное предприятие, то было непросто обучить персонал, работавший на флоте, освоению той или иной рабочей специальности. Но сейчас каждый из наших сотрудников соответствует необходимым разрядам и готов выполнять различные задачи на производстве. Поэтому быстрый переход на производственную площадку в начале 2020 года дался нам легко.
После открытия навигации 28 июня на нас обрушился огромный поток российских туристов и жителей Петербурга, которые в качестве досуга выбирали прогулки на теплоходах. В результате, несмотря на сокращенный сезон, мы спокойно преодолели кризис 2020 года.
2021 год отличался от предыдущего. Были установлены ограничения по заполняемости судов в 50%. В 2020 году такого требования не было. Благодаря тому заделу, который мы создали во время длинного локдауна весной 2020 года, к новому сезону наш флот пополнился сразу 6 судами. 2021 год, несмотря на ограничения, нам удалось завершить на уровне доковидного 2019 года.
АБН: Как осуществлялось планирование, когда в любой момент могут объявить очередной локдаун?
Андрей Кузнецов: У нас каждый сезон навигации как новый. Это следствие сезонности бизнеса. Мы изначально живем в условиях отсутствия возможности долгосрочного планирования. Каждый год нам преподносит сюрпризы — плохая погода, изменение правил или законодательства и т.д. Мы в этой ситуации просто живем. Какое может быть планирование, когда не знаешь, что завтрашний день преподнесет? Иногда не успеваешь испугаться какого-либо законодательного решения, как тут же появляется новое, перечеркивающее предыдущее. И пандемия не стала для нас сверхсложным испытанием. Наш бизнес умеет адаптироваться к любой ситуации. А так как мы не узконаправленная компания, а имеем различные направления, то при возможности всегда смотрим, где наш персонал может принести наибольший эффект в конкретный момент.
АБН: Распространенное мнение, что кризис — время новых проектов. Какие новые проекты вы запустили за последние два года? И какие результаты уже можно отметить?
Андрей Кузнецов: В прошлом году компания впервые участвовала в проекте мультимодального маршрута на остров Валаам, который реализует РЖД. Мы обеспечивали трансфер на метеоре между Сортавалой и Валаамом. Надеюсь, что в будущем присоединимся и к другим подобным проектам.
Также в 2021 году мы построили и ввели в эксплуатацию новый причальный комплекс на Неве — Румянцевский спуск. Это терминал, который логично вписывается в туристические маршруты, — водные, автобусные, индивидуальные, пешеходные. Комплекс находится рядом с известными достопримечательностями и недалеко от порта «Морской фасад». Он входит в обязательную программу для туристических автобусов, является началом и окончанием туристических программ для пассажиров круизных лайнеров. Важно, что к нему примыкает удобная парковка, что отличает причал от многих других в центре города.
Другим проектом стало расширение одного из наших любимых продуктов — ночных прогулок и экскурсий под разводными мостами. Впервые мы начали заниматься этим маршрутом в 1997 году, и к сегодняшнему дню он стал популярен во всем мире.
До недавнего времени у нас было два ночных отправления — экскурсионное и музыкально-развлекательное с сопровождением саксофониста. Мы поняли, что ночью с воды можно дать туристам еще больше впечатлений от Санкт-Петербурга. Поэтому решили добавить новое отправление. В рамках него теплоход отправляется в сторону Финского залива, проходит под ЗСД, туристы наслаждаются ночными Лахта-Центром, Газпром-Ареной, вантовыми мостами. Затем мы проходим по Малой Неве под мостом Бетанкура, Тучковым и Биржевым мостами, и идем в сторону Александро-Невской лавры. Общее время путешествия получается около трех часов. Для таких маршрутов требуются большие суда, имеющие определенные мощности и соответствующую скорость. Конечно, этот продукт существенно отличается от тех, кто предлагает экскурсии по рекам и каналам с выходом в ночную Неву к Дворцовому и Троицкому мостам.
Отдельным направлением для нас выступило развитие интернет-продаж. Реализация билетов в онлайне в прошлом году выросла в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом.
С самого первого дня в приоритете нашей работы было обслуживание пассажиров на борту, а не просто перевозки по водным маршрутам. И онлайн-продажи помогают улучшить сервис в части предоставления конкретного места пассажиру. Мы не стремимся просто заполнить теплоход всеми желающими, а обеспечиваем им комфортное размещение с помощью индивидуальной рассадки. Турист должен иметь право выбрать место на борту, как в поезде или самолете. В Петербурге кроме нас никто не продает билеты на конкретные места.
Сейчас у компании стоит задача сделать следующий шаг в этом направлении — внедрить решение, которое будет показывать до какой остановки куплен билет. Из-за отсутствия этой информации мы определенно недополучаем в выручке, так как не можем продавать освободившиеся места на маршрутах с несколькими остановками на причалах. Новый проект планируем реализовать уже в сезоне 2022 года.
АБН: После этих двух лет вы можете сказать, можно ли быть готовым к подобному развитию событий, если вдруг что-то подобное произойдет в будущем?
Андрей Кузнецов: Рынок водных прогулок настолько интересный и живой, что прогнозировать здесь что-то даже на завтрашний день довольно сложно. Иногда я со своим 30-летним опытом в отрасли просто не понимаю, почему в конкретный день, не праздник и не выходной, неожиданно все теплоходы заняты. Логика может подсказывать одно, а по факту будет совершенно по-другому.
Но на все сценарии существует реальный опыт. Есть несколько направлений действий в критической ситуации. Важно, что в этом помогает структура холдинга, где каждый занимается своим направлением. Мы изначально не дробили бизнес, а развивали все направления синергично. И, конечно, в кризис нас выручила базовая концепция — сезонный бизнес, который является круглогодичным.
АБН: В связи с новой ситуацией в стране и перспективами развития внутреннего туризма, каким вам видится сезон 2022 года?
Андрей Кузнецов: Пока мы получаем позитивные сигналы. На недавних туристических выставках в Москве — Интурмаркет и MITT — мы увидели высокий интерес к нашим услугам как со стороны индивидуальных туристов, так и туристических компаний. По нашим данным на конец апреля — начало мая заполняемость многих петербургских отелей может достигнуть 100%. Для нас это положительный фактор, так как на последней неделе апреля мы собираемся открыть навигационный сезон.
Внутренний турист, как и в прошлом году, будет драйвером роста. Он становится более требовательным к услуге, растут его ожидания по качеству. Особенно это касается жителей Москвы, которые, помимо отдыха, посещают Петербург с деловыми целями и проводят мероприятия на борту наших теплоходов. Традиционно мы ожидаем рост спроса именно со стороны столичных гостей.
Все запланированные маршруты на нынешний год мы будем развивать, выводим в сезон весь имеющийся флот, включая несколько новых судов.
Важным проектом станет расширение маршрутной сетки системы Hop-on Hop-off. Этот проект наша компания начала развивать в 2011 году с проектирования и строительства специализированных теплоходов-кабриолетов «Пальмир», которые отвечают всем требованиям комфорта и безопасности для эксплуатации их на реках и каналах.
В 2014 году мы открыли первый маршрут по рекам и каналам, но дальше не смогли развивать из-за отсутствия инфраструктуры в центральной исторической части города. Сейчас правительство города делает шаги, которые позволяют развивать это направление: увеличивает количество причалов в центре и с нынешнего сезона вводит поминутную тарификацию за швартовку вместо прежнего 15-минутного интервала. Появились понятные правила, что дает возможность компаниям проектировать и строить суда, развивать водные маршруты, предоставлять гарантии кредитным организациям под новые проекты. Город к тому же получает косвенную выгоду в виде уменьшения нагрузки на дорожно-транспортную инфраструктуру, создавая условия для комфортного передвижения пассажиров.
В результате одного этого шага в этом году мы вводим четыре маршрута по системе Hop-on Hop-off, где можно купить билеты от одной остановки до другой, или на весь день. Эти маршруты пересекаются между собой, то есть их можно комбинировать. Следующим шагом для нас станет объединение всех линий «Астра Марин» по системе Hop-on Hop-off, включая пригороды, и пассажир будет ими пользоваться, в том числе, с помощью единого билета. Это позволит удобно и комфортно передвигаться между городскими достопримечательностями.
Кроме того, у нас запланированы расширение числа отправлений в Кронштадт, возобновление туристического маршрута в Крепость Орешек с остановкой у Музея-Диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». Благодаря федеральному гранту, выделенному Ростуризмом, и при поддержке Комитета по туризму мы открываем новый транспортно-туристический маршрут по системе Hop-on Hop-off между центром города, Крейсером Аврора и Новой Голландией, а также в связи с ремонтом Биржевого моста на этот год организуем паромную переправу между Мытнинской и Адмиралтейской набережными.
Мы хотим дать удобную и качественную возможность перемещаться с основной туристической артерии города — Невского проспекта — до других достопримечательностей, к которым сложно быстро добраться пешком или общественным транспортом. Санкт-Петербург — это город рек и каналов, и развитие водного транспортного сообщения в городе, несомненно, должно являться приоритетом.
Автор: Павел Бойков, abnews.ru