Маркетинг, PR и реклама – это информационные технологии продвижения, объектом которых являются человеческие чувства, эмоции и убеждения. Эти три сферы деятельности тесно связаны между собой, однако у каждой из них – свой инструментарий.
Маркетинг направлен на работу с волевыми качествами человека. Основная его задача – мотивировать на то или иное действие. Для этого необходимо выявить пристрастия, ценностные установки, запросы целевой аудитории. Можно сказать, что маркетинг – своего рода «тяжелая артиллерия», которая способна привести человека к конкретному действию.
Реклама работает с памятью и эмоциями аудитории, разными средствами формируя образы продукта, его качественные характеристики. Для рекламы важен аудиовизуальный ряд, графические изображения, дизайн, сочетания цветов – все то, что сформирует тот или иной образ бренда, товара или услуги.
Репутация, имидж, представление об объекте, его качественные характеристики и информационный вес – это поле боя PR-технологий. Отличия PR от рекламы заключаются в том, что специалист по PR работает не только с эмоциями, но и с интеллектом целевой аудитории. Задача не из простых – именно поэтому так часто ломаются копья при подготовке и написании PR-стратегий.
Некоторые специалисты рассматривают пиар как инструмент маркетинга, однако такое определение не совсем верно. PR-технологии направлены на формирование позитивного образа продвигаемого объекта, они не несут в себе прямого призыва к конкретным действиям – например, к покупке товара. Пиар отличается от маркетинга и рекламы тем, что не дает быстрых результатов, но имеет более долговременный эффект.
Отдельное направление – это PR в маркетинге. К нему относятся все процессы планирования, исполнения и оценки маркетинговых программ, направленных на рост продаж, удовлетворение потребительских запросов и создание благоприятного имиджа компании.
Иногда используется PR как реклама – под этим мы подразумеваем косвенную рекламу товаров или услуг компании, а также имиджевую рекламу в СМИ, не содержащую в себе явного коммерческого послания.
Целесообразность и приоритетность использования тех или иных технологий продвижения определяется индивидуально для каждого конкретного проекта. При совместной грамотной работе маркетинг, реклама и PR способны привести к синергетическому эффекту – при минимуме затрат обеспечить максимальный результат.