Журнал — Блог —«Едешь, только кепочку держи»: водитель автобуса о жизни между Петербургом и Таллином

«Едешь, только кепочку держи»: водитель автобуса о жизни между Петербургом и Таллином

26 апреля 2018

Агентство FINEDAY подготовило интервью с Дмитрием Михайловым — автобусным водителем на международных маршрутах. Интервью опубликовано на портале «Невские Новости» в рамках PR-сопровождения бренда автобусного перевозчика Lux Express Group.

Возможно ли пассажиру автобуса проехать границу с просроченной визой? Что делать, если опаздываешь на свой рейс? Какие вещи забывают в автобусах? Что необычного пытаются провезти по дороге из России или обратно? Как хитрят пассажиры из Таллина, и какие дороги лучше — российские или эстонские? Дмитрий Михайлов, водитель международного автобусного перевозчика Lux Express Group, делится полезными советами о поездках и забавными историями, которые случались с ним и его пассажирами за многие годы работы.

— Если у пассажира закончилась виза, а он уже в автобусе. Что делать?

Когда выбираешь ночной рейс, нужно быть максимально внимательным, поскольку чаще всего просроченная виза приходится именно на эти поездки. Например, люди садятся в автобус в Петербурге с визой, которая действует условно до 26-го числа. А границу мы пересекаем уже ночью, то есть 27-го. Многие этот момент не учитывают. Это хоть и распространенное, но очень жесткое нарушение. На эстонском направлении относятся к этому немного лояльней, чем, например, на финском. Если в салоне есть такой пассажир, то водитель звонит на границу и говорит, что у него закончилась виза. В случае положительного ответа от пассажира требуется в Ивангороде оплатить штраф в терминале «Сбербанка», что позволит ему продолжить рейс.

Кроме того, пассажиры по незнанию или невнимательности могут нарушить количество указанных в визе посещений иностранного государства. В такой ситуации туриста на границе снимают с рейса, и он вынужден оплатить штраф. Но братство водителей его не бросает. Мы просим коллег, которые едут за нами (не обязательно даже из нашей фирмы) подхватить незадачливого пассажира, после чего он продолжает свою поездку.

А вообще рекомендации от нас простые. Проверяйте визу. Внимательно относитесь к тому, что там написано. И не думайте, что данные визы полностью совпадают, например, с вашим супругом или родственником.

— Как часто водителю международного автобуса приходится менять паспорт?

Загранпаспорта хватает меньше, чем на год. Зато новый делают в среднем за 10 дней. И в консульстве уже нас знают в лицо и по именам. Правда, внутренний гражданский паспорт тоже приходится обновлять часто. Как правило, это происходит один раз в три года — заканчиваются страницы, где можно ставить отметки о новом заграничном паспорте.

— Пассажир опаздывает на автобус. Вы его ждете?

Конечно, мы стараемся идти навстречу, хотя по регламенту компании водитель может ждать пассажиров не более 1-2 минут. Бывает, что опоздавшие решают самостоятельно нагнать автобус — берут такси и едут за нами. Самая дальняя точка, где пассажиры перехватывали автобус, идущий из Петербурга, это Ивангород. Не понимаю, зачем тратить на это условно 4000 рублей, если можно купить билет в разы дешевле на следующий рейс.

— Что забывают пассажиры в автобусах?

Из самого частого — книги, зонтики, наушники, телефоны, и даже паспорта. Однажды девушка зимой забыла сапоги. Это звучит очень странно, но факт на лицо. Ее встречал молодой человек. Она так ему обрадовалась, что побежала к нему на встречу, прыгнула в машину и уехала. Про сапоги совершенно забыла. Как-то раз в автобусе я обнаружил забытый смокинг. Но всё закончилось хорошо. Молодой человек перехватил его на заправочной станции, куда мы заехали после окончания рейса, и успел на свой концерт, который должен был начаться через пару часов.

Кстати, бывает, что сами водители забывают свои паспорта. Один раз такой случай был и со мной. Я его оставил в офисе. Ребята со следующего рейса позвонили мне и сказали, что дальше Ивангорода я точно не проеду. Хорошо, что нагнали наш автобус, и пассажирам не пришлось терять свое время из-за меня.

— Самый необычный багаж?

Скрипка за 500 000 евро. Еще пассажиры хотели провезти на одном рейсе 15 велосипедов, хотя на каждого туриста у нас есть определенный лимит по размеру багажного места. Вот куда мне в таком случае девать багаж других пассажиров? Многие под прикрытием пытаются провезти кошек или собак — не жалеют своих питомцев.

— А что-то пытаются передать родственникам или друзьям?

Постоянно что-то просят. Но нашим регламентом это запрещено, к тому же не стоит забывать о мерах безопасности — соответствующие службы периодически проводят учения на этот счет. Из того, что просят, — от ключей и документов до больших посылок.

— Нештатная ситуация во время рейса. Что это может быть и как действовать?

Водитель обязан уметь оказать первую помощь пострадавшему. Мне приходилось, например, сталкиваться с эпилептическими приступами. Один раз во время такого приступа мне чуть пальцы не откусили.

Если пассажир дебоширит, то мы вызываем полицию. Водители предупреждают и курильщиков. Прежде всего, надо помнить, что курить на границе нельзя, так же, как нельзя курить и в салоне автобуса. Некоторые особенно хитрые пассажиры пытаются покурить на ночных рейсах или запершись в туалете автобуса (вот только они не знают, что в последнем случае у нас сразу мигает специальный датчик). Таких заядлых курильщиков надо сразу предупредить: поездка для них очень быстро закончится.

У меня был один такой постоянный пассажир, с которым я боролся на предмет курения. И в итоге страсть к путешествиям перевесила его вредную привычку. Сейчас он совсем бросил курить.

А вообще, проблемного пассажира видно с момента сдачи багажа. Однажды ехала у меня в автобусе супружеская пара. Женщина всю дорогу была одета в шубу. И муж попросил включить кондиционер, потому что жене было жарко. Я объяснил, что не могу сделать прохладнее, так как на улице очень холодно и предложил просто снять шубу. По итогам рейса в наш офис пришла жалоба следующего содержания: «На просьбу включить кондиционер водитель отказал, сказал, чтобы она сняла шубу. К концу поездки от жены стал происходить неприятный запах, прошу вернуть стоимость билета и компенсацию за моральный ущерб».

— А как же дороги?

Сейчас стали лучше. Раньше из Санкт-Петербурга в Кингисепп время в пути занимало почти три часа. Дорога была убитая, а на кольцевой вообще можно было без колес остаться. Сейчас на этом направлении дороги уже не просто на уровне эстонских, а даже лучше. Едешь, только кепочку держи. Когда направляешься в Ригу через Псков, то до Пскова отличная дорогая, а на эстонском участке — гребёнка.

— Длина автобуса 15 метров. Как вы вообще можете чувствовать его габариты?

Это только кажется, что автобус большой и страшный. Но ты привыкаешь к этим габаритам. К тому же нет ничего зазорного в том, чтобы на сложном участке дороги, особенно в городе, попросить напарника выйти и посмотреть, нормально проходит автобус поворот или нет.

— Можете вообще сравнить автобусы тогда и сейчас?

Когда мы начинали ездить, то ни о каком климат-контроле и речи не шло, даже кондиционеров не было. Раньше ломались часто, грубо говоря, под автобусом мы могли проводить больше времени, чем за рулем. Сейчас ездить одно удовольствие: ушел в чистом — пришел в чистом. Раньше на рейс в Германию мы брали с собой по 5-6 рубашек. Еще одно удобство — специальный рейсовый телефон, по которому получаем информацию об опаздывающих пассажирах или сообщаем о внештатных ситуациях.

Блиц-опрос

Самые комфортные места в автобусе?

Могу посоветовать места 23 и 24. Сзади никого нет, можно спокойно откинуть сиденье и спать. А вообще в наших автобусах все места комфортные.

Самый удобный рейс для поездки в Таллин?

Я бы посоветовал тот, который отходит в 23-15. В Таллин приезжаешь рано утром и весь день твой.

Самое длительное время ожидания на границе?

Это было еще в 2000-е. Брест, 27 часов.

Какие у вас есть приметы?

Перед рейсом из Петербурга всегда еду на базу на своей машине одной и той же дорогой.

Читайте также
Показать больше