PR и реклама, пожалуй, лучше, чем многие другие отрасли бизнеса, чувствуют перемены в рыночной ситуации. Ведь все происходящее сразу отражается в отчетах аналитиков и маркетологов, а главное — непосредственно влияет на портфель заказов PR-агентства. По тому, как меняется «вес» и содержание этого портфеля, можно делать выводы о рынке вообще.
Своими наблюдениями и мыслями о текущих тенденциях рынка делится генеральный директор PR-агентства полного цикла «Ясный день» Александр Гранатович.
— Как агентство полного цикла, занимающееся и брендингом, и маркетингом, и PR-продвижением, мы находимся на острие атаки. Без сомнения, ситуация сейчас не слишком радужная — особенно для малого и среднего бизнеса, а это как раз и есть основная категория наших клиентов. До кризиса малый и средний бизнес, особенно торговля и сервис, были достаточно финансово емкими для нас как для PR-агентства. Особенно это ощущалось в 2013 и начале 2014 года.
Малый бизнес в сложных экономических условиях активно сокращает бюджеты, поэтому сейчас они по большей части вынуждены отказываться от работы с агентствами. У них и раньше не было больших бюджетов по этой статье расходов, а теперь и вовсе не до жиру, быть бы живу. Поэтому, вместо профессиональных услуг по продвижению, собственники малого бизнеса стараются использовать опыт и умения своих штатных сотрудников.
Это не всегда получается, а чаще совсем не получается, ведь в такой небольшой фирме может не оказаться специалистов, понимающих в маркетинге, рекламе и PR. Если же такой человек есть, то это чаще всего сам владелец бизнеса, который просто физически не может успевать всё.
Многие пытаются привлекать фрилансеров-одиночек в надежде, что выйдет дешевле, — и это очень большая ошибка. Мы проводили мониторинг этого рынка, и выяснилось, что у фрилансеров цены, как правило, выше, чем у агентств. К тому же, отдав продвижение своего бизнеса на откуп случайному человеку, владелец получает массу дополнительных проблем: ему приходится самому писать технические задания, управлять подрядчиком и всё контролировать. В конце концов, заплатив фрилансеру за недоделанную или плохо выполненную работу, он все равно обратится в агентство. Не проще ли сделать это сразу и получить качественные услуги?
— У среднего бизнеса все так же печально?
— У среднего бизнеса продажи тоже, конечно, падают — но у них, по крайней мере, есть резервы. Они сокращают часть персонала, зачастую сохраняя главное звено – PR-менеджера или директора по маркетингу и рекламе. Компании среднего бизнеса как раз активней начали обращаться в агентства. Наиболее распространенный запрос: оптимизировать расходы, сделать более эффективными затраты на продвижение.
Здесь я могу отметить две закономерности. Во-первых, компаний, которые сейчас выводят на рынок новые бренды, продукты и услуги или проводят ребрендинг, стало гораздо меньше — налицо тенденция скорее оптимизации, чем развития. Еще в конце 2014 года было много компаний, готовых стартовать со своими проектами, но наступил эпицентр кризиса, декабрь, и многие такие проекты оперативно свернулись.
Вторая тенденция — более оптимистическая. Сейчас постепенно открывается новая ниша для стартапов: в связи с государственной политикой импортозамещения, фирмы, которые занимаются продажей или производством чего-то российского, получили преимущество и уже выходят на рынок. Поэтому, если все так пойдет и дальше, мы сможем зафиксировать появление новой потенциальной целевой группы, заинтересованной в наших услугах.
Это если говорить о среднем бизнесе. Как поживает крупный бизнес, честно говоря, не знаю, — это не наша аудитория, там свои законы и свои сложности.
— За счет чего сегодня выживают PR-агентства и «Ясный день» в частности?
— Плохая новость состоит в том, что услуги классического пиара все менее популярны, о чем говорит множество резюме хороших, квалифицированных специалистов по PR. Идут массовые сокращения. Скажем, услуги внешней пресс-службы малому бизнесу сейчас вообще не нужны, а от маркетинга все требуют продаж, продаж и продаж.
Но есть и хорошая новость: остаются пока востребованными услуги комплексного продвижения. Под эти тенденции перестроилась, в том числе, и наша компания. Мы как раз и выживаем за счет комплексного продвижения, которое включает в себя и маркетинг, и брендинг, и продажи, и PR в интернете. Мы — агентство полного цикла, поэтому в нашем штате есть все необходимые специалисты.
Для агентства «Ясный день» антикризисным решением стал вывод на рынок комплексных программы продвижения, в которых все очень предметизировано: сроки, цены, результат. За любую цифру в бюджете надо отвечать и находить эффективную технологию.
Выживать в таких условиях, конечно же, очень сложно. Впрочем, мы как агентство организовались в кризисном 1998 году, поэтому нам не впервой сталкиваться с такими трудностями. Да, работать приходится гораздо больше — за те же, а то и за меньшие деньги. Но для нас сейчас, как никогда, важны эффективность, системность и качество предоставляемых услуг.
Беседовала Ирина Стриженая
Источник: https://abnews.ru/?d_artickles=rynok-pr-uslug-kak-zerkalo-rynka-voobshche