зВ конце года, как правило, каждый задает себе вопрос – чем ему запомнился год уходящий? Журнал «Связи с общественностью в государственных структурах» собрал за виртуальным «круглым столом» своих экспертов, чтобы задать им вопросы об итогах 2014 года в сфере пиара.
Среди участников дружеского «застолья» была и София Лазарева, управляющий партнер PR-агентства «Ясный день».
– Что нового для себя открыли вы в 2014 году в профессиональном смысле?
– Так сложилось, что уходящий год был полон множества новых обращений и запросов на PR-услуги из разных сфер деятельности. В профессиональном плане наше агентство и я лично получили огромную практику одновременного ведения проектов: от сопровождения стартапов для малого бизнеса до региональной избирательной кампании по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований в Ленинградской области.
Это огромный драйв и опыт. Если все правильно организовать, то становишься ядром синергии от реализации нескольких проектов. При этом один проект дает энергетику другому, открываются широкие перспективы обоюдно полезного партнерства.
Наша профессия пиарщика – это многослойная матрица по типу современных дата-центров. Я – сторонник стратегии разнонаправленного развития. Можно, конечно, упереться в одну точку и терпеливо идти в заданном направлении, но, на мой взгляд, карьера пиарщика зависит от его способности двигаться хаотично, но в рамках выбранного потока – как молекула в газообразном состоянии вещества. Одним словом, этот год стал полигоном для учений по выживанию в условиях экономической неустойчивости.
– Существует мнение, что в условиях экономической нестабильности профессия пиарщика наиболее уязвима – компании в целях оптимизации, скорее всего, в первую очередь избавятся от PR-специалистов. Вы согласны с этим утверждением?
– Напротив, в кризис профессиональный PR-специалист становится одной из ключевых фигур в компании. Именно от его креативности, от его организаторских и человеческих качеств зависит порою успех целой компании. С хорошим рекламным бюджетом можно легко справиться с любой задачей, а вот без денег смогут достичь результатов отнюдь не все.
– Чем примечателен, на ваш взгляд, уходящий год в плане креативных PR-событий и знаковых мероприятий в PR-сфере?
– В последние годы я с удовольствием наблюдаю, как трансформируется сфера PR и как она врастает в нашу жизнь. Один из примеров – это более широкое использование PR в работе с персоналом – внутренний PR. Не стану называть отдельные события – их было много в этом году, но могу охарактеризовать внутренний PR как полезную тенденцию! Я думаю, это связано с тем, что компании стали действительно больше внимания уделять коллективу, сотрудникам.
В современных экономических условиях от работников требуется сочетание различных навыков, и при этом многоуровневые, тяжеловесные структуры сложно содержать в кризисные времена. Таким образом, ценить хороших сотрудников стали больше. Лично мне отрадно, что модная приписка в миссии на сайте компании «самое главное в нашей компании – это люди» наконец превращается в реальность. Думаю, это вполне можно считать новым в PR-сфере.
– Какие новые тенденции, на ваш взгляд, наметились в сфере коммуникаций в этом году, а что уходит в прошлое?
– Новые тенденции в PR последних лет – это переход от традиционных рекламных технологий к современным достижениям научно-технического прогресса. На место дорогостоящих рекламных щитов приходит «вирусная» реклама в Интернете и PR в социальных сетях.
Что же касается государственных структур, то личный PR отдельных деятелей уступает место просветительским кампаниям партий, учреждений и ведомств.
Однако я думаю, что в скором будущем эти тенденции на государственном уровне сменятся более масштабными кампаниями идеологического характера. Собственно, это уже частично стартовало в 2014 году. То есть, на мой взгляд, PR становится более идеологическим по своей сути.
На практике же в ближайшие годы PR-отделам стоит обратить внимание на партнерские программы с небольшими затратами и с активным обменом базами данных и возможностями. Это поможет как мелким, так и масштабным компаниям выжить на рынке.
Если рассуждать о государственных структурах, то в кризис госучреждения ждет масса предложений по сотрудничеству с бизнесом. И я думаю, что государство в лице муниципалов только выиграет от такого взаимодействия. Бюджеты на PR вряд ли будут расти, а вот поддержка бизнеса в решении некоторых вопросов не в финансовом плане, а в плане предоставления услуг и продукции будет весьма значима.
Чаще всего социальные проекты «останавливаются» из-за нехватки ресурсов, и как раз единственной возможностью их реализации может стать партнерство нескольких участников. Как правило, организацией такого партнерства занимается PR-специалист, поэтому наша профессия практически приобретает статус посла доброй воли. И я рекомендую коллегам рассматривать этот статус именно как способ достижения высоких целей – как личных, так и общекомандных.
«Связи с общественностью в государственных структурах» №6, 2014 г.