Журнал — Блог —Копия без оригинала. Зачем выдвигаться в президенты?

Копия без оригинала. Зачем выдвигаться в президенты?

12 февраля 2018

София Лазарева, управляющий партнер FINEDAY, рассказала интернет-журналу PR Today о том, почему так много людей заявляет о желании выдвинуть свою кандидатуру на пост президента России, какие цели они преследуют и чего могут добиться.

Насколько эффективен такой PR?

Очень эффективен, потому что он предполагает максимальный охват. Ведь речь идет о PR-кампании федерального масштаба – избирают главу государства. Такой вид PR – самый дорогой, и поэтому эффект здесь измеряется прямо пропорционально затратам. А если со средствами всё в порядке, а  также присутствует адекватная креативная кампания, то можно ожидать отличного результата! Но позвольте, я все же сравню это явление с бодрийяровским понятием симулякра. Иными словами создается  некая эфемерная сущность – означаемое без означающего – кандидат даже не планирует собирать подписи, и у него нет реальной претензии на власть. То есть внимание общества привлекается к эффектным, но не оказывающим никакого фундаментального влияния на развитие государства явлениям. Это пиар ради пиара. Копия без оригинала.

Какие задачи хотят решить такие кандидаты?

Прежде всего, нарастить свой паблицитный капитал. А также решить классические задачи: лоббизм, повышение рейтинга, формирование своего имиджа, позиционирование себя как  части политической элиты страны. В эпоху бурного развития средств массовой коммуникации мы говорим о визуализации политической жизни. Пресловутая фраза: «не запостила – не было» говорит о всесильности PR в политической жизни. Политики пытаются попасть в повестку дня медиа, таким образом доказывают свой политический вес. А тот, кто устанавливает эту самую повестку дня, тот и определяет, что и о чем думает аудитория. Сейчас политика настолько медиатизирована, что периодами напоминает шоу. Еще в середине 2000-х начала использоваться практика «электоральных магнитов» – спортсменов, артистов, общественных деятелей. Это, бесспорно, помогало побеждать на выборах, но для самой политической сферы это принесло только разочарование, поскольку политикой стали заниматься люди совершенно не готовые к ней. Политика – это особая работа: тяжёлая, медленная и даже порою фатально вредная для здоровья. И многие с горечью и даже отвращением прекращали свою политическую карьеру. Настоящие талантливые политики в современном мире – это большая редкость и ценность.

Поскольку коммуникации пронзили все сферы нашей деятельности, надо признать, что и политика все больше стала приобретать черты виртуальности. Поэтому сейчас жанр шоу сменился  жанром сериала, а значит,  ролей хватит всем, даже тем, кто заведомо идет на выборы, не предполагая реального участия в них.

Насколько выдвижение влияет на узнаваемость?

Если личность идёт на выборы впервые, и ее цель – получить известность, то уровень влияния на узнаваемость зависит от уровня бюджета PR-кампании. Если тратишь мало, то и до избиркома не дойдёшь. Выдвижение само по себе стоит денег – одна только организация по сбору подписей дорогого стоит! НО само по себе выдвижение – это не безусловное обстоятельство стать узнаваемым. Нужно хорошо проинформировать аудиторию о себе, пошуметь, похулиганить, а на это всё нужны средства.

И конечно, выдвижение просто необходимо, если вы политический долгожитель: Зюганов, Жириновский, Явлинский. Для них выборы – это отличное средство напомнить о себе, обновить имидж. Это как выпить эликсир молодости – доказать, что вы ещё на плаву.

Какие примеры таких выдвижений можно назвать наиболее удачными с точки зрения решения личных целей кандидата?

Ксения Собчак – отличный кейс по использованию выборов в интересах своего продвижения. Лично я не испытываю к ней трепетных чувств, но теперь уважаю. Она классный пиарщик, и у неё в команде есть отличные специалисты.  Это точно новая школа, современный взгляд. Она выбрала хороший темп. Эта кампания – её старт в большой политике. Чего не скажешь, например, про Титова. Эта президентская кампания – его лебединая песня. При неплохих исходных данных у него вялая повестка. Электорату он вряд ли интересен или хотя бы понятен.

Резюмируя, можно сказать следующее, что такой электоральный PR можно сравнить с эффектом газировки. Медиа быстро создает эффект узнаваемости, а потенциальные псевдо кандидаты имеют возможность, как это сейчас принято говорить, «поднять хайп» – иными словами, создать ажиотаж или родную русскую шумиху.

Читайте также
Показать больше