В России наш профессиональный праздник появился только в 2003 году, когда PR-специалистов внесли в Общероссийский классификатор профессий. Но сама отрасль родилась больше ста лет назад, и случилось это в Америке.
Первое бюро publicity было создано в 1900 году в Гарвардском университете, а в 1912 году при Американском телефонно-телеграфном объединении появилось первое крупное бюро PR.
Но мы-то с вами знаем, что наша профессия — гораздо старше. (Кто сказал: «древнейшая»? Гусары, молчать!)
Вот как рассказали об этом Ильф и Петров в фельетоне «Колумб причаливает к берегу», где впервые прозвучала чеканная формула: «Без публисити нет просперити»:
«…Сотни тысяч туземцев мчались по своим делам, ныряли под землю, пили, ели, торговали, даже не подозревая о том, что они открыты.
Колумб с горечью подумал: «Вот. Старался, добывал деньги на экспедицию, переплывал бурный океан, рисковал жизнью — и никто не обращает внимания».
Он подошел к туземцу с добрым лицом и гордо сказал:
— Я Христофор Колумб.
— Как вы говорите?
— Христофор Колумб.
— Скажите по буквам, — нетерпеливо молвил туземец.
Колумб сказал по буквам.
— Что-то припоминаю, — ответил туземец. — Торговля портативными механическими изделиями?
— Я открыл Америку, — неторопливо сказал Колумб.
— Что вы говорите! Давно?
— Только что. Какие-нибудь пять минут тому назад.
— Это очень интересно. Так что же вы, собственно, хотите, мистер Колумб?
— Я думаю, — скромно сказал великий мореплаватель, — что имею право на некоторую известность.
— А вас кто-нибудь встречал на берегу?
— Меня никто не встречал. Ведь туземцы не знали, что я собираюсь их открыть.
— Надо было дать кабель. Кто же так поступает? Если вы собираетесь открывать новую землю, надо вперед послать телеграмму, приготовить несколько веселых шуток в письменной форме, чтобы раздать репортерам, приготовить сотню фотографий. А так у вас ничего не выйдет. Нужно публисити…»
Сегодня профессиональный праздник всех тех, кто создает публисити и обеспечивает просперити!
Мы желаем коллегам по PR-цеху интересных и выгодных заказов, неиссякаемого вдохновения и ярких проектов! И чтобы заказчики выбирали именно те идеи и решения, которые нравятся нам самим.
А остальное — приложится.
Елена Эфрос