Журнал — Блог —Идеальный пресс-секретарь: в меру дорог и безмерно профессионален

Идеальный пресс-секретарь: в меру дорог и безмерно профессионален

5 октября 2016

Среди кейсов «Ясного дня» есть несколько интереснейших проектов по созданию внешней пресс-службы, когда мы не только выполняем комплексное PR- и контент-сопровождение, но и находим пресс-секретаря в штат компании-заказчика.

По ходу своей карьеры мне и самой приходилось быть пресс-секретарём. Года хватило на то, чтобы понять: мне легче им руководить, чем им быть. И вот уже с десяток лет я подбираю пресс-секретарей для сторонних проектов или для своей команды, а затем руковожу ими.

Полученный опыт оказался очень ценным: методом проб и ошибок удалось выработать алгоритм подбора специалистов, за которых не стыдно, и работа с которыми приносит пользу и нам, и заказчикам. Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом с читателями нашего блога.

Для кого мы ищем пресс-секретаря?

Прежде чем мучить вопросами соискателей, я сама заполняю несложный чек-лист, характеризующий компанию-заказчика:

1. Каков по характеру проект/компания? С какими задачами столкнется мой протеже? Ему придется ежечасно отписываться в твиттере гиперактивного руководителя и делать провокационные инсайты журналистам, или нужно просто быть… и изредка рассылать согласованные и пересогласованные пресс-релизы, из которых вычеркнуто всё, мало-мальски интересное…

2. Какова сфера деятельности заказчика? Понятно, что, если кандидат пришел, к примеру, из глянца, то писать о политике такой пресс-секретарь будет плохо или странно. В мою бытность замом по агитации и пропаганде в Единой России мне порекомендовали «хорошую девочку», и как же мы обе мучились… Она, конечно, взорвала политсовет своими розовыми в сетку чулками в сочетании с розовым меховым воротничком — количество желающих прокомментировать законодательные инициативы возросло, но вот качество текстов оставляло желать лучшего. Мы расстались, через некоторое время она нашла себя в «глянцевых» проектах и в целом — большая молодец.

3. Кто лицо компании/проекта? Каков характер шефа, и кто ему нужен для полного счастья: обаятельная умница, интеллектуал-сорванец или «серый кардинал»? Сколько типажей руководителей — столько и пресс-секретарей.

4. На какой функционал мы ищем специалиста? Это только взаимодействие со СМИ? Или им нужен полноценный пиарщик на котором будет и полиграфия, и мероприятия, и психологическая разгрузка и всё-всё-всё?

5. Стоимость: сколько компания готова платить хорошему профессионалу?

Каким он должен быть?

Найти пресс-секретаря в штат — задача не из простых. Чем-то она напоминает выбор брендовой сумки для выхода в свет… Если коротко, то такой специалист должен быть в меру дорог и безмерно профессионален.

Общие требования:

Как смотреть резюме?

Предвзято, критично и быстро. Если соискатель вас не зацепил за те полминуты, которые вы просматривали его резюме, то резюме летит в корзину, потому что его работа — цеплять. А если зацепил, то смотрим опыт работы и текстовое портфолио.

Моё правило: первый контакт только по почте — если соискатель не быстро реагирует на письмо, то у меня возникают сомнения, что он и по работе будет отвечать оперативно… А звонить каждому в наше время — тратить своё дорогостоящее руководительское время.

Тестовые задания давать не очень люблю, тем более, если есть текстовое портфолио, то уже понятно всё по стилю и качеству текста. Можно попросить сделать мониторинг информации по заданной тематике — сразу видно качество и общий стиль работы с документом.

Кандидаты с опытом работы в госструктурах обычно присылают документы ровные, информативные, но вот с выводами часто не складывается: многие боятся высказывать свое мнение или уже не имеют такового. Пресс-секретари коммерческих структур менее аккуратны, зато более хваткие и позитивные.

О чем говорим на собеседовании?

Если соискатель добрался до собеседования, значит, я почти уже убеждена, что передо мной профессионал. О чем мы будем с ним говорить:

1. Что вы делали в таком-то проекте (выбираю самый интересный)? Какова именно ВАША роль? Как вы это сделали? Кто вам помогал? Тут иногда выплывают не самые приятные детали: «писали всем отделом», «у нас был ответственный за размещение в СМИ», или «за рассылку кто-то в комитете отвечал» и т. п. — а вам нужен универсальный специалист, который умеет всё.

2. Внимательно прочитав весь творческий путь соискателя, поищите знакомых вам личностей и попросите охарактеризовать. Был у меня случай, когда с одним кандидатом мы имели одинаково отрицательный опыт с одним и тем же руководителем — мы поняли друг друга с полувзгляда, дружим до сих пор и вместе работаем очень качественно.

3. Какова его цель в жизни и ценности? Вы услышите ответы на нетиповые вопросы, и вам решать — подходит вам кандидат или нет. Мне важна умеренная циничность и здравый смысл. На мой взгляд, резкий наклон в сторону добродетелей или в противоположную сторону на этой позиции будет мешать.

Итак, идеальный пресс-секретарь — это…

Профильный специалист, который окончил журфак (откуда базовые знакомства с журналистами), начинал карьеру в какой-нибудь госструктуре (второй уровень знакомств и комитетская муштра) и имеет опыт работы в коммерческих крупных компаниях и агентствах (знает себе цену).

При этом он иногда фрилансит — скорее для обогащения опытом и карманными деньгами на дорогой ресторан и week-end за границей, много читает и смотрит, и вообще — разносторонне развитая личность. Как говорится, с ним в разведку пойти не страшно и пообедать приятно.

София Лазарева

Читайте также
Показать больше