Журнал — Блог —Залечь на дно: PR-стратегия для футбольной сборной России

Залечь на дно: PR-стратегия для футбольной сборной России

22 июня 2016

Сборная России провалилась на Чемпионате Европы по футболу не только на футбольном поле, но и в информационном пространстве.

Все началось, как это обычно и бывает, после самого ужасного и одновременно заключительного матча команды на турнире, который, опять же традиционно, состоялся задолго до окончания всего первенства. Неожиданно один из игроков, фамилию которого спустя три недели склоняют как угодно, опубликовал в своем инстаграме фото из частного самолета с подписью, что ждет г…на в комментариях от болельщиков.

После такого сразу же напрашиваются сравнения с другими сборными, которые неудачно выступили на европейском первенстве. Например, англичане, которые провалились в игре с Исландией и отправились домой на стадии 1/8 финала. Ни от одного игрока подобного выступления в социальных сетях замечено не было, более того, один из лидеров сборной спокойно сел в эконом-класс самолета бюджетной авиакомпании и улетел на отдых.

Но это сравнения. А сама суть того, что произошло после вылета нашей сборной, гораздо глубже. Оказалось, что в ней нет человека, который бы выстроил правильную информационную политику. Первое, что следовало сделать — залечь на дно (хоть на Гавайях или Сейшелах) и не отсвечивать в социальных сетях или СМИ. Гнев общественного мнения от любого необдуманного выступления мог только нарастать.

Но нет, сначала фотка из самолета, а потом этот же персонаж со своим закадычным другом появляется на видео из ночного клуба в Монако. Суть происходившего там можно не передавать, любой, кто интересуется футболом, и так знает. И вот здесь уже срабатывает эффект от той фотки. Два информационных косяка буквально за две недели. Футбольная общественность готова растерзать друзей-тусовщиков. В интернете появляется сбор подписей за роспуск всей сборной. Сама по себе идея абсолютно не будет нести никакого практического действия, но она и есть индикатор общественного мнения. Когда за сутки там добавляется по 100 000 подписей, это выглядит серьезно и угрожающе для имиджа всего российского футбола.

Вот мы и вернулись к тому самому имиджу. Автор этих строк реально пытался понять, кто же сейчас пресс-атташе сборной России по футболу. Почти 10 лет им был очень уважаемый в журналистских кругах человек — Илья Казаков. В прошлом году он уходит с этого поста, дальше называются фамилии тех, кто придет ему на смену, а потом тишина.

Понятно, что спортивные журналисты, конечно, знакомы с новым главой пресс-службы сборной. Но раньше эта фигура была известна и большинству обычных футбольных болельщиков.

Предположим, что такой человек все-таки существует. Как он работает с информационным полем? Почему нет каких-то установленных правил для игроков сборной, который не ограничиваются традиционными и регламентированными УЕФА предматчевыми или послематчевыми пресс-конференциями и интервью? Почему не предусмотреть то, что игроки, наверняка, будут пользоваться социальными сетями и могут там, откровенно говоря, накосячить? История с частным самолетом как раз в этом ряду.

Спасать имидж сборной бросается государственный канал Матч ТВ. Сначала в прямой эфир приходят капитан команды и один из ее тренеров. И? Абсолютно невнятные ответы на все вопросы. Опять же вернемся к сравнениям. Капитан сборной Германии после поражения в полуфинале выдал в официальных информационных каналах Немецкого футбольного союза огромную речь с благодарностью болельщикам, французам за организацию турнира и сказал много чего еще, что, конечно, сгладило негативные эмоции фанатов.

А капитан российской сборной? Полный провал в интервью, где он должен был дать хоть какое-то объяснение тому, что произошло. Дальше происходит вечеринка в Монако и опять на информационных баррикадах отбивается Матч ТВ. Снаряжается целая съемочная бригада, которая отправляется в этот злосчастный ночной клуб и, конечно, рассказывает телевизионной аудитории, что игроки не заказывали шампанского на 250 тыс евро. И вообще сидели тихо за семейным ужином. Если не ошибаюсь, после этого сюжета количество тех, кто подписывался за роспуск сборной, стало резко расти.

Финалов у этого текста может быть два.

Вариант 1. Такая вот странная информационная политика сборной России и всего Российского футбольного союза. Хочется продолжать сравнения и вспоминать сборные Исландии или Уэльса, страны, в которых проживает меньше людей, чем в одном Петербурге. Но пусть лучше у них учатся те, кто будет отвечать за имидж сборной через два года — на домашнем Чемпионате мира. Все футбольные эксперты признали, что мы уже провалили подготовку нового и конкурентоспособного поколения игроков к мировому первенству. Но, может, хоть не провалим построение имиджа той новой сборной, которая, скорее всего, начнет создаваться уже через пару месяцев.

Вариант 2. Все эти самолеты, Монако и бесформенные выступления игроков в прессе с попытками объяснить провал могли стать конкретными шагами четко продуманной информационной кампании со стороны руководства российского футбола. Идея простая – затмить реальные проблемы развития игры в нашей стране вот такими эпатажными поступками игроков. В общем, ничего нового: виноваты игроки, а не руководство. И, если посмотреть на реакцию общественного мнения, то эта версия имеет под собой основания.

Денис Гаврилов

Читайте также
Показать больше