Журнал — Блог —Сеанс в трех актах с разоблачением

Сеанс в трех актах с разоблачением

17 апреля 2016

Скандальная статья «Ник Вуйчич и отказ от эволюции» в «Комсомольской правде» стала одним из самых громких (и самых неприятных) информационных поводов этого уикенда.

Для тех, кто вдруг пропустил: материал посвящен известному публицисту и проповеднику Нику Вуйчичу, который, несмотря на то что родился без рук и без ног, сумел добиться успеха. В первом же абзаце журналист заявляет: «Отвращение к «уродству», к болезни и к самой смерти заложено в нас эволюцией, естественным отбором… Дефектные особи не должны дать потомства. Лучше, чтобы они сразу умерли».

Общественное мнение справедливо заклеймило автора статьи фашистом. Петиция с требованием уволить журналиста за «открытый призыв против идей человечности» за два дня собрала 26 тысяч подписей.

Статья уже удалена с сайта, но я успела ее прочитать. Интрига в том, что материал был размещен хитро: текст — картинка — текст — картинка — текст. Дочитавшие до второй части статьи (после первой картинки с портретом Ника Вуйчича) обнаруживали, что мнение автора не столь однозначно. Оказывается, он вовсе не призывал к уничтожению инвалидов, а просто транслировал точку зрения древних варваров.

Автор вспоминает об античности и христианстве, когда Гомер и Христос совершили переворот в первобытном сознании, бросив вызов естественному отбору: «Иисус окончательно и навсегда поставил убогих выше успешных», а Стивен Хокинг подтвердил запрос общества на отработку новых технологий, призванных заменить человеку тело. Появился запрос — начали выживать «неполноценные».

Далее следует картинка с портретом Стивена Хокинга. Те, кого еще не стошнило от развязного тона статьи, и кто дочитал до третьей части, получают очередной плевок в физиономию: оказывается адепты Ника Вуйчича, равно как и Стивена Хокинга, да и вообще все читатели — ни что иное как «пошлые ширнармассы».

(Тут автор, кажется, видит себя Маяковским, который стоит в желтой кофте на сцене «Бродячей собаки» и наносит пощечину общественному вкусу:

«Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре б***м буду
подавать ананасную воду!»)

Целевая аудитория окончательно шокирована. Но тут… Как во всяком фокусе, разоблачение следует в финале, до которого, судя по всему, добрались немногие. Фашист-провокатор оказывается обыкновенным пиарщиком, а возмутительная статья — рекламой новой книги Ника Вуйчича.

Всего-то навсего.

Вся эта история вызывает чувство законного омерзения, уважения к газете не прибавляет и воздуха не озонирует (с). Желтая пресса — на то и желтая, ей не привыкать. Однако провокация-то сработала! Вот вы до этой статьи знали что-нибудь про Ника Вуйчича? И я — нет. Теперь, благодаря скандалу с «Комсомолкой», о нем узнали тысячи, из которых многие купят книгу, хотя бы просто затем, чтобы проголосовать против гнусной публикации рублем.

Хотя… когда и если Ник Вуйчич узнает, что его рекламируют с помощью столь грязных приемов, вряд ли он скажет спасибо. И если публикация была оплачена (а я уверена, что так оно и было), вряд ли он позволит своим агентам впредь иметь дело с этим изданием.

Насколько вообще допустим такой «желтый PR»? Законов на этот счет пока не написано, тут вопрос исключительно этики, и его каждый решает в меру свой брезгливости, степени уважения к себе и умения видеть хотя бы на два хода вперед.

Елена Эфрос

Читайте также
Показать больше