SEO мертв? SMM мертв? Маркетинг мертв? Ну а как же иначе. Источник мыслей см. тут: http:// https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2015/10/29/129455.phtml
Это замечательно. Но не слишком убедительно.
Все это мы где-то слышали. Помнится, Райс с Траутом гениально предвидели полную и окончательную гибель Pepsi под пятой Coca-Cola. Хорошо еще, на гениев маркетинга не подают в суд.
Да и в целом: убедительные тексты не начинаются с отрицания. Это вечный и верный закон рекламы, плохо переведенный и поэтому плохо понятый отечественными рекламистами. Закон, который базируется не на Котлере, не на Райсе-Трауте и даже не на Самвеле Аветисяне, а на врожденных биологических программах человека.
Доморощенный нигилизм не убеждает и по другой причине. Критикам мирового порядка стоило бы сперва придумать самим какие-либо базовые принципы SEO или SMM (или какой-либо захудалый facebook, чего уж там), а потом уж и плясать на их воображаемых могилках.
А теперь – к делу.
Пара моментов в рассматриваемой статье все же показались нам интересными. Хотя бы настолько, чтобы вступить в полемику.
Цитирую:
«Через год-два активным платежеспособным поколением станут те, для кого точка выхода в интернет – смартфон или планшет, а стационарный компьютер – всего лишь устройство для облегчения жизни на работе: как кофе-машина, микроволновка и копировальная машина. У вас есть, что им предложить? Ни ваше SEO, ни ваш SMM, ни ваш «креатив» им не нужен (почему? Наш нужен. – А.Е.). Им нужно нечто другое. Название чему еще даже не придумано».
Оставим в стороне радостный писк обладателя «шестерки» по поводу гибели стационарного PC (как форм-фактора). Ладно. Пусть в будущем останутся одни сплошные смартфоны (а из врачей, соответственно, – одни окулисты). Но вот о «нечто другом», которому нет названия, давайте подумаем всерьез.
Это нечто потому и не имеет названия, что никто его не изобрел. И что-то не видно на горизонте таких изобретателей.
Да, традиционный интернет-маркетинг, традиционные носители и форматы доставки рекламных сообщений с некоторых пор топчутся на месте, но это не значит, что им на смену идет что-то другое. И не придет, пока message не начнет внедряться непосредственно в мозг потребителя, минуя зрение, слух и прочие «традиционные форматы» восприятия.
Стагнация чего-либо не означает его смерти. Это вас кто-то обманул. Да и не нужно сомневаться в талантах настоящих маркетологов. SEO умер? Окей, гугл. Но когда SIRI в ответ на простой запрос предложит вам сделать перерыв, съесть кит-кат, не удивляйтесь.
Другая мысль автора статьи более внятна, хотя она вовсе не вытекает из предыдущих его построений. Цитирую:
«Не хочу сказать, что все традиционные рекламные агентства – это шлак. Далеко не все, а только большая часть из них 🙂 И чтобы перестать быть шлаком нужно… а вот теперь повнимательней, пожалуйста… читайте по губам: интернет-агентство будущего должно стать структурным подразделением своего заказчика.
Изменяться в сторону углубления взаимоотношений с клиентом непросто хотя бы потому, что клиенты в массе своей сами к этому не готовы. Они живут в том же самом иллюзорном мире, в котором живут классические рекламные агентства. Им кажется, что парадигма: «я заказчик – вот мои деньги – сделай красиво, брат», – существовала, существует и будет существовать всегда. Клиенты не готовы сокращать дистанцию с агентством, пускать их «внутрь» бизнеса. И их можно понять.
Но это не значит, что такое положение вещей вас должно устраивать.
Как «врасти» в бизнес заказчика? Как стать его частью? Это тема совсем для другой статьи. Сейчас не будем на этом подробно останавливаться. Но движение в эту сторону делать необходимо уже сейчас, если вы не хотите остаться за бортом рынка».
Это, напомню, была цитата. И вот она-то подтверждается нашим опытом. Да, формула «вот деньги – сделай красиво» действительно умирает. И, между прочим, как раз в силу технологического прорыва. По той же причине, по которой с изобретением текстовых редакторов и формата print-on-demand рухнул рынок литературы: каждая домохозяйка почувствовала себя писателем.
Теперь же любая домохозяйка может «сделать красиво» любой сайт, используя готовые шаблоны ушлых ребят из «викс» – и в этом смысле digital-агентствам действительно остается лишь «надувать щеки», глядя вслед уходящему клиенту. И все же основная мысль верна: бизнес тянется к бизнесу, и правильное агентство (в той или иной мере) становится частью правильного бизнеса. Иначе и быть не может, потому что базовые задачи бизнеса никто не отменял.
Да, некоторые причудливые форматы сотрудничества (такие, как коучинг) чаще других остаются «за бортом», но в целом «врастание» специализированных креативных агентств в структуру бизнеса заказчика на самом деле происходит – как в области традиционного маркетинга, так и в области PR. Что, в общем-то, предельно логично. Рынок сам выруливает на верные направления.
По крайней мере, наше PR-агентство «Ясный День» уже несколько лет движется именно в этом направлении. Автор этих строк не видит иного пути, кроме полного погружения в определенные задачи определенного клиента (не более, но и не менее). Любой проект начинается с глубокой аналитической работы — потому что, только погрузившись, можно разглядеть подводные течения и подводные камни, невидимые с поверхности.
Этот путь – иногда медленный, но всегда верный. Работать так – гораздо перспективнее, чем продавать клиенту готовые шаблоны, пусть даже самые «красивые». В этом смысле следует с некоторой грустью признать, что PR-услуги не масштабируются: они всегда эксклюзивны, этим и ценны.
И тем более ценны для клиента.
Александр Егоров